Смоленская
Москва, пер.
Карманицкий, д. 9

Пн—Пт: с 9 до 21
Сб: с 10 до 18
Вс: выходной

Основные направления
Заказать консультацию

Временные шины

Временные шины

Временное шинирование применяют во время лечения пародонта в период, пока не определен прогноз на дальнейшее функционирование отдельных зубов с выраженной подвижностью. Временные шины можно использовать от нескольких дней до нескольких месяцев и даже больше – благодаря развитию адгезивных технологий.

Временное шинирование также актуально при консервативной и хирургической терапии заболеваний пародонта. Патологическая подвижность зубов часто увеличивается после удаления зубных отложений, гингивотомии или кюретажа зубодесневых карманов. Временные шины предупреждают подобные осложнения и оказывают положительное воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Материалы для временного шинирования

Стоматологи-ортопеды используют в основном временные шины из акриловой пластмассы, которые изготавливаются прямо в ротовой полости пациента. Однако они не отличаются эстетикой, недостаточно прочные и плохо крепятся к твердым тканям зуба, что инициирует деминерализацию эмали.

Временное шинирование выполняют с помощью армирующих элементов на основе неорганической матрицы, например керамики, стекловолокна, либо органической (полиэтилена, арамидных волокон). Для повышения прочности волокна арматуры пропитывают смолой и текучими композитами. «Пренаполненные» – изготавливают в заводских условиях, а «наполняемые» – прямо перед применением.

Отличия между органической и неорганической матрицей

Органическую матрицу шин подвергают плазменной обработке, поэтому такой материал отличается улучшенной адгезией. Он пропитывается композитом и позволяет получать прочные единые блоки с лентой. В свою очередь, шины на основе неорганической матрицы не нуждаются при работе в дополнительных аксессуарах – ножницах или перчатках, как это происходит с материалом из полиэтилена. Они выпускаются в виде ленты и полого жгута, который подходит для шинирования жевательных зубов посредством техники создания бороздки.

Техника создания бороздки: этапы

  • На начальном этапе с поверхностей, предназначенных для шинирования, удаляют зубные отложения, а затем их полируют пастой.
  • С помощью специальной фольги или другим способом измеряют рабочую длину арматуры.
  • Отрезают ленту нужной длины. Полиэтиленовые шины разрезают ножницами, которые входят в комплекс. В случае со стекловолоконными – бонд наносят на конец измеренного участка, а отрезают после полимеризации в отвердевшей части, иначе лента разволокнится.
  • Следующий шаг – протравить эмаль полугелем. Этот вариант предпочтительнее, чем гель, поскольку легко смывается и не оставляет на поверхности частиц оксида кремния, ухудшающего адгезию с шиной.
  • На поверхность зуба наносят бондинговую систему, выполняют полимеризацию.
  • Наносят светоотверждаемый композит, предпочтительно текучей консистенции, чтобы он лучше пропитал шину.
  • На поверхность накладывают ленту, обработанную адгезивом, но не полимеризованную. Прижав плотно полоску, выполняют полимеризацию.
  • Адаптация возможна двумя способами. Шину прижимают к поверхности зубов и зубных промежутков, полимеризуют 1-2 сек. светодиодной лампой. Второй вариант – между зубами пропускают отрезки флосса, прижимая ленту к зубам, а затем выполняют полимеризацию.
  • Накладывают композитный материал, чтобы закрыть арматуру. Производят полимеризацию.
  • Полируют поверхность – по аналогии с композитной реставрацией.

Дополнительные рекомендации

Независимо от выбранной методики шинирования необходимо придерживаться таких рекомендаций.

  • Если шинировать предстоит зуб 2-3-й степени подвижности, необходима жесткая иммобилизация – препарирование бороздки на глубину 1-1,5 мм на оральной поверхности зуба. Зубы 1-й степени подвижности в этом не нуждаются.
  • При работе с боковыми зубами препарируют продольные бороздки на жевательной поверхности. Это предотвращает нарушение окклюзии и межальвеолярного расстояния.
  • Для шинирования с созданием бороздки вместо ленты целесообразно использовать жгутик.
  • Необходимо очень осторожно пользоваться клинышками для защиты межзубных промежутков. Неаккуратное расклинивание чревато экскурсией зубов и формированием зоны повышенного напряжения на конструкции.
  • С помощью временного шинирования можно исправить одиночные дефекты. Для этого изготавливают зуб из фотокомпозита и устанавливают его так, чтобы средняя часть была слегка выдвинута вперед.
  • Шины на основе полиэтилена нельзя оставлять на воздухе. Отрезав нужную часть ленты, остаток упаковывают в пакет и запечатывают.
  • Необходимо избегать контакта неполимеризованных волокон с частичками пыли, порошком, каплями масла.
  • Если шинирующие конструкции изготавливаются в полости рта, накладывают коффердам (раббердам).

Пародонтальное шинирование противопоказано при низком уровне гигиены ротовой полости. Выполнять адаптацию армирующей ленты в интерпроксимальном промежутке можно с помощью стоматологического зонда, рыболовной лески, стоматологических клипс или специальных авторских устройств. Используют стальную проволоку диаметром 0,6 мм, которая применяется также в период ретенции ортодонтического лечения.

Периодичность наблюдения

Пациенты с временными шинами остаются под наблюдением на протяжении всего периода лечения. Перерывы между визитами в стоматологическую клинику в Москвеопределяются индивидуально, в зависимости от риска осложнений. Учитывают степень тяжести пародонтита, уровень гигиены ротовой полости, местные и системные факторы, замотивированность пациента.

  • Интервал между посещениями в 6 месяцев допустим при лечении гингивита, хронического генерализованного пародонтита легкой степени, при пародонтозе средней и легкой степени.
  • Если у пациента пародонтоз тяжелой степени, хронический генерализованный пародонтит средней или тяжелой степени, интервал между визитами сокращают до 4 месяцев.
  • При агрессивных формах пародонтита показываться специалисту необходимо каждые 2 месяца.

Сегодня для временного шинирования чаще всего используют шины-каппы из прозрачного поликарбоната. Материал визуально незаметен, не вызывает аллергии и раздражений слизистой оболочки. Каппы изготавливают из листов толщиной от 0,25 до 1 мм, которые вытягивают методом вакуумного прессования и обрабатывают вручную. Они подходят для комплексного лечения, а также для замены удаленных зубов, так как представлены в разной цветовой гамме.