Постоянные шины
Постоянные шины бывают съемными и несъемными. Каждый вариант приемлем при определенных условиях и клинической картине. Несъемные – ограничивают подвижность зубов в трех направлениях – трансверзальном, вертикальном и мезиально-дистальном. Для них характерно достаточно быстрое привыкание, кроме того, они не приводят к фонетическим нарушениям речи. Съемные, в свою очередь, не требуют препарирования зуба.
Недостатки съемных и несъемных шин
Среди минусов несъемных шин – необходимость препарировать зубы, сложности при выполнении припасовки и наложении, особенно при работе с фронтальной группой зубов. Еще один недостаток – веерообразное расхождение после установки. Съемные шины также не идеальны, поскольку не позволяют иммобилизировать зубы в вертикальном положении. Каждая разновидность имеет свои показания.
Несъемные шины
Устранить дефекты твердых тканей зубов можно путем установки коронки на зубили полукоронки, выступающих в роли несъемных шинирующих конструкций. В случае с жевательными зубами целесообразно отдавать предпочтение литым конструкциям, с фронтальными – металлокерамическим. Их изготавливают посредством классического литья каркаса с последующим нанесением керамической облицовки. Другой вариант –CAD/CAM-технологии: металлический или циркониевый каркас плюс керамическая облицовка.
Патологическая подвижность фронтальных зубов при условии отсутствия кариеса – это показание для установки соединенных литых панцирных накладок со штифтовыми уступами. На этапе препарирования важно создать параллельные уступы под штифты. Протяженная конструкция может деформироваться во время литья, что необходимо учитывать в работе. Чтобы предупредить это, сначала отливают заготовки по две единицы, затем выполняют припасовку и спайку.
При работе с боковой группой зубов, когда кариозные поражения локализуются на проксимальной и жевательной поверхностях, для шинирования часто используют цельнолитые вкладки.
Съемные шины
Съемные шины подходят для шинирования всего зубного ряда или отдельной группы зубов. Использовать непрерывный кламмер можно, если в зубном ряду нет дефектов.
- Иммобилизация фронтальных зубов требует доведения шины до премоляров. Если шинируют боковые зубы, шину доводят до клыков.
- Конструкцию можно располагать по-разному: вкруговую, с вестибулярной и язычной поверхностей. Если в ротовой полости есть перекидной кламмер с окклюзионной лапкой, конструкция может проходить с оральной поверхности.
- Если шинировать нужно все зубы, применяют шину Эльбрехта – замкнутую систему непрерывных кламмеров, которая охватывает зубной ряд с вестибулярной и оральной стороны.
- Чтобы улучшить эстетические характеристики конструкции, вместо многозвеньевых соединений используют кламмеры Роуча.
Если в ротовой полости заметен ограниченный дефект зубных рядов, можно применять бюгельный протез с кламмерными соединениями, предупредив пациента об эстетических недостатках такого решения. При протяженных дефектах вместо бюгельного протеза целесообразно устанавливать съемные протезы с телескопическим видом фиксации, которые требуют высокой точности при изготовлении и установке.